Меню сайта

Наш опрос

Нужен новый сайт?
Всего ответов: 169

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деятельность

Главная » Деятельность » Специальное образование

Ребенок-непоседа
[ ] 19.12.2009, 08:22



                  

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: "Ребёнок-непоседа”, которую могут использовать  педагоги-психологи и педагоги ОУ в работе с гиперподвижными, неусидчивыми детьми и их родителями.


 Часто приходиться слышать от педагогов, мам о ребёнке: "Он совсем на месте не сидит"; "За ним глаз да глаз"; "У него - шило в одном месте" и т.д. Возникают вопросы: "Нормально ли это? Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что с ним делать? Потакать ему или запрещать? Как правильно себя с ним вести?".

Специалистам, работающим с ребёнком необходимо разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом "непоседа"? Подвижный ребёнок - это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок, с диагнозом СДВГ. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – медицинский диагноз, который ставит врач-невролог. Ребёнку, которому поставлен диагноз СДВГ, который проявляется в течение всей жизни, необходимо наблюдение и лечение. Хотя, благодаря работе специалистов, ребёнок может научиться справляться со своей гиперактивностью, сосредотачивать внимание, выполнять до конца задания и т.д..

В отличие от ребёнка с СДВГ, у подвижного, неусидчивого ребёнка, чрезмерная подвижность не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему-то интерес, «егоза» отвечает своим вниманием. И может, хотя бы иногда, без особого возбуждения дожидаться своей очереди в игре и т.д.

Психологи отмечают, что чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что "нельзя", узнать то, что "еще рано", проникнуть туда, куда "запрещено". Конечно же, они не имеют в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность - это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия, речь идёт о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы,  взрослые.

Ведущую роль в организации помощи таким детям играет педагог-психолог. Ему необходимо:

- выяснить, являются ли особенности ребёнка признаками СДВГ (рекомендовать родителям посетить врача-невролога);

- организовать и провести коррекционно-развивающую работу с детьми;

- ознакомить учителей, воспитателей с особенностями гиперподвижных, неусидчивых, о характере их поведения в детском саду, школе; ознакомить с особенностями работы с такими детьми:

·        построение работы на индивидуальной основе;

· уделение особого внимания отвлекаемости ребенка, слабой саморегуляции и самоорганизации;

·        игнорирование, по возможности, вызывающих поступков;

·        поощрение хорошего поведения ребенка;

·        ограничение до минимума отвлекающих факторов во время занятий или уроков;

·        предоставление ребенку возможности быстрого обращения к педагогу за помощью в случаях затруднений;

·       индивидуальное разъяснение ребенку задания, предлагаемого на занятиях;

·        предъявление ребенку на определенный отрезок времени одного задания, предъявление многоэтапного задания предлагается поэтапно.


               Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. Предлагаем несколько игр и упражнений, которые педагоги-психологи могут применять в своей работе, а также рекомендовать родителям:

 

«Зеркало»
Это упражнение способствует выработке положительных эмоций, развивает мимику и внимание. Для игры необходимо большое зеркало. Вместе с ребёнком покривляйтесь перед зеркалом. Затем объявите ему, что теперь зеркало – это вы. Пусть малыш делает разные движения (хлопает в ладоши, хмуриться, улыбается и подмигивает), а вы повторяйте все его жесты. Потом поменяйтесь местами. Пусть теперь ребенок повторяет ваши движения. Придумывайте разнообразные действия, чтобы заинтересовать кроху.

 

«Угадай-ка»
Подготовьте несколько небольших предметов разной фактуры: вату, крупные бусы, стеклянный пузырек, кусочек меха, фломастер и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Пусть малыш рассмотрит предметы. Затем завяжите ему глаза. Скажите, что он должен угадать, к какой вещи прикасается. Подставляйте к руке ребенка по очереди все, что лежит на столе. Обязательно хвалите малыша, если он отгадал предмет правильно.

 

«Графический диктант».

Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен "продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Комментарий: Это упражнение подходят детям старше 5 лет. Его можно выполнять как индивидуально с ребенком, так и в парах.


«Речка-берег»

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны "течет" река.

Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

 

Своевременно организованная и проведённая работа с ребёнком-непоседой обязательно принесёт результаты, а затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом Вашего спокойствия в дальнейшем!

 

                             

                              Педагог-психолог ГПМПК Евтушок Виктория Петровна.

 






                                          


Категория: Специальное образование | Добавил: guos
Просмотров: 2785 | Загрузок: 0