Главная » Деятельность » Специальное образование |
[ ] | 13.10.2009, 20:44 | ||||||
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: “Приёмы формирования грамматического строя речи у младших школьников”, в которой будут освещены практические приемы по формированию лексико-грамматического строя речи у данной категории детей. Овладение лексикой и грамматикой русского языка является особенно трудным для младших школьников, имеющих различные речевые нарушения. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений, отклонения от норм родного языка (нарушения согласования, управления, примыкания), присущие данной категории учащихся, приводят к затруднениям, как в понимании обращенной речи, так и в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. При формировании у младших школьников лексико–грамматического строя речи, целесообразно использовать разнообразные приёмы и дидактические игры. Например, они могут быть такими.
ИГРЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА «Найди пару» Детям предъявляются записанные в два столбика слова: Старый тетради Старая плащ Старое юбка Старые пальто Они должны соединить стрелками слова так, чтобы получились верные словосочетания. «Исправь ошибку» Детям предлагается исправить словосочетание с
неправильным приставочным глаголом: пришла в магазина; выносит через дорогу;
переходит из дома; вбегает от дерева и т. д. Подобное задание можно предложить с
предложениями: Горы
накрыты лесом. Хлеб с полей подбирают комбайном. Тело утки укрыто
перьями и пухом. Клавдия прошивает пуговицы к платью. Этого человека старались
всячески посмеять в глазах. Задание
«Скажи и напиши слово наоборот» Учитель предлагает сначала прочитать
предложения, затем записать предложения, заменив выделенные слова противоположными по смыслу
(антонимами). Затем можно провести взаимопроверку с обсуждением правильности
выполнения задания. Это была глубокая река. Температура у ребёнка повысилась. Клубни картофеля были крупные. Ребята вернулись из школы поздно.
Игра «Лото» Сначала учитель даёт инструкцию прочитать
слова в таблице, затем объяснить значение слов. В течение 5 минут подобрать и
закрыть карточками со словами-синонимами соответствующие им слова, затем такое же
задание даётся со словами - антонимами.
Упражнение «Найди нужное
слово» Учитель даёт задание прочитать предложения,
затем нужно выбрать из стоящих в скобках подходящее по смыслу слово – признак. От (холодноватой, холодной, холодненькой) воды мёрзли руки. Таблетки имеют (сладенький, сладковатый) вкус. У него был немного (бледненький, бледноватый) цвет лица. (серенькая, сероватая) мышка шмыгнула в норку. Задание «Что означает выражение?» Данная игра поможет ребенку правильно использовать пословицы и фразеологизмы в собственной речи. Предложите ребёнку объяснить пословицы. Пословицы:
2. "Картошка поспела - берись за дело". 1. Обвести вокруг пальца. 3. "Без дисциплины жить - добру не быть". 2. Кривить душой. 4. "Заработанный хлеб сладок". 3. Сидеть сложа руки. 5. "У кого сноровка, тот и действует ловко". 4. Держать язык за зубами. 6. "Без начала нет
конца". 5. Бить баклуши. 7. "Без работы пряников не купишь". 8. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться". 9. "Терпение и труд все перетрут". 10."Где ученье - там уменье". 11. "Ученье и труд вместе живут". 12. "Почитай учителя, как
родителя". Игра “Придумываем
рассказ” Учитель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова. и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. Например: "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Игра “Распространение
предложений”
Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д. Представленные далее игры можно использовать в свободной
деятельности, для развития лексико – грамматического строя речи. Игра "Я был в
цирке... " Для игры вам понадобятся карточки с написанными на них буквами и слогами. Дети придумывают слова с написанными на карточках буквами или слогами. Например на тему"Я был в цирке и видел..." Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.
Игра “Путешествие” Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р". Игра "Картинки-загадки" Из
группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны
отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с
изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Игра "Сочини предложение". Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. Примечания: Описанные игровые упражнения способствуют развитию речи, пополнению и обогащению словарного запаса ребёнка, положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала. Выражаем надежду, что вышеописанные приёмы будут вам полезны и помогут в работе с детьми! О. А Пашинина | |||||||
Категория: Специальное образование | Добавил: guos | |||||||
Просмотров: 5141 | Загрузок: 0 |