Меню сайта

Наш опрос

Нужен новый сайт?
Всего ответов: 170

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деятельность

Главная » Деятельность » Специальное образование

Электронная консультация для педагогов МОУ по формироавнию лексико-грамматических категорий у младших школьников
[ ] 13.10.2009, 20:44

     

                                    


                                       Уважаемые коллеги!


Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: “Приёмы формирования грамматического строя речи у младших школьников”, в которой будут освещены практические  приемы по формированию лексико-грамматического строя речи у данной категории детей.

Овладение лексикой и грамматикой русского языка является особенно трудным для младших школьников, имеющих различные речевые нарушения. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений, отклонения от норм родного языка (нарушения согласования, управления, примыкания), присущие данной категории учащихся, приводят к затруднениям,  как в понимании обращенной речи, так и в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

При формировании у  младших школьников лексико–грамматического строя речи, целесообразно использовать разнообразные  приёмы и дидактические  игры. Например, они могут быть такими.


ИГРЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА


«Найди пару»

           Детям предъявляются записанные в  два столбика слова:

Старый                        тетради

Старая                         плащ

Старое                         юбка

Старые                        пальто

         Они должны соединить стрелками слова так, чтобы  получились верные словосочетания.

 

«Исправь ошибку»

       Детям предлагается исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом: пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т. д.

          Подобное задание можно предложить с предложениями:

Горы  накрыты лесом. Хлеб с полей подбирают комбайном. Тело утки укрыто перьями и пухом. Клавдия прошивает пуговицы к платью. Этого человека старались всячески посмеять в глазах.

                

   Задание «Скажи и напиши слово наоборот»

         Учитель предлагает сначала прочитать предложения, затем записать предложения, заменив  выделенные слова противоположными по смыслу (антонимами). Затем можно провести взаимопроверку с обсуждением правильности выполнения задания.

      

         Это была глубокая река. Температура у ребёнка повысилась. Клубни картофеля были крупные. Ребята   вернулись  из школы  поздно.


Игра  «Лото»

        Оборудование: таблица со словами, индивидуальными карточками с антонимами и синонимами, к словам таблицы.

        Сначала учитель даёт инструкцию прочитать слова в таблице, затем объяснить значение слов. В течение 5 минут подобрать и закрыть карточками со словами-синонимами  соответствующие им слова, затем такое же задание даётся со словами - антонимами.


сырой

вершина

больной

беда

 

армия

беспокойство

работа

грязный

знаменитый

аккуратный

родимый

враг

ветхий

сытость

смирный

миниатюрный

родина

мудрый

молодость

детвора

неуклюжий

известие

добрый

стыд

 


 Упражнение «Найди нужное слово»

           Учитель даёт задание прочитать предложения, затем нужно выбрать из стоящих в скобках подходящее по смыслу слово – признак.

            От (холодноватой, холодной, холодненькой) воды мёрзли руки. Таблетки имеют (сладенький, сладковатый)  вкус. У него был немного (бледненький, бледноватый) цвет лица. (серенькая, сероватая) мышка шмыгнула в норку.


Задание «Что означает выражение?»

           Данная игра поможет ребенку правильно использовать пословицы и фразеологизмы в собственной речи. Предложите ребёнку объяснить пословицы.

 

Пословицы:                                                  
1. "Дело мастера боится".                                            Фразеологизмы:

2. "Картошка поспела - берись за дело".              1. Обвести вокруг пальца.

3. "Без дисциплины жить - добру не быть".           2. Кривить душой.

4. "Заработанный хлеб сладок".                           3. Сидеть сложа руки.

5. "У кого сноровка, тот и действует ловко".         4. Держать язык за зубами.

6. "Без начала нет конца".                                   5. Бить  баклуши.

7. "Без работы пряников не купишь".

8. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".

9. "Терпение и труд все перетрут".

10."Где ученье - там уменье".

11. "Ученье и труд вместе живут".

12. "Почитай учителя, как родителя".


    Игра “Придумываем рассказ”

          Учитель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова. и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. Например: "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

 

      Игра   “Распространение предложений”

          Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.


  Игра  Дополни предложение

          Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

           Представленные далее игры можно использовать  в свободной  деятельности, для развития лексико – грамматического  строя речи.

 

        Игра "Я был в цирке... "

          Для игры вам понадобятся карточки с написанными на них  буквами и слогами. Дети придумывают слова с написанными на карточках буквами или слогами.  Например на тему"Я был в цирке и видел..."   Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

 

                                                   Игра “Путешествие”

         Один говорит: "Наш  корабль   отправляется  в... например,   в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте  заполнять следующую,  на букву "Р".

 

          Игра "Картинки-загадки"

           Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
          Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
         Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

 

                                Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.


Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

     Описанные игровые упражнения  способствуют развитию речи,  пополнению и обогащению словарного запаса ребёнка, положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала.

 

 

Выражаем надежду, что вышеописанные приёмы будут вам полезны и помогут в работе с детьми!

 ,

 

 Учитель-логопед ГПМПК:

О. А Пашинина

Категория: Специальное образование | Добавил: guos
Просмотров: 5066 | Загрузок: 0